экзам вопросы бх 2017



ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО БИОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ

 

1. Предмет и задачи биологической химии. Место биохимии среди биологических дисциплин. Основные разделы и направления в биохимии: динамическая и функциональная биохимия, фармацевтическая биохимия.

2. Строение белков: первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры. Типы химических связей, участвующих в формировании структуры белка. Зависимость биологических свойств белков от уровня организации белковых молекул. Функции белков в организме.

3. Физико-химические свойства белков: амфотерность, денатурация и ренатурация, коллоидно-осмотические свойства.

4. Методы выделения и очистки белков: высаливание, электрофорез, хроматография, диализ.

5. Методы количественного определения белка: рефрактометрия, колориметрия, азотометрия, нефелометрия, спектрофотометрия, флуориметрия, вискозиметрия, седиментационный анализ. Принципы методов, клиническое значение.

6. Классификация белков. Простые и сложные белки.

7. Дезоксирибонуклеиновые кислоты (ДНК): строение, уровни организации, функции.

8. Рибонуклеиновые кислоты (РНК): строение, уровни организации и функции.

9. Понятие о молекулярной организации хромосом. Геном человека. Достижения расшифровки генома и перспективы их практического применения.

10. Перенос генетической информации. Виды переноса. Значение для клетки.

11. Молекулярные основы репликации. Сущность полуконсервативного механизма репликации, необходимые условия. Механизм репликации ДНК у про- и эукариотов. Понятие о репарации ДНК.

12. Молекулярные основы транскрипции. Понятие о транскриптоне, экзонах, интронах. Необходимые условия, ферменты, механизм транскрипции ДНК.

13. Посттранскрипционные изменения РНК. Стадии и схема процессинга пре-м-РНК.

14. Молекулярные основы трансляции: этапы, отличия от репликации и транскрипции. Генетический код и его свойства.

15. Узнавание аминокислот, их активация. Строение и роль т-РНК.

16. Фазы и механизм синтеза белка на рибосомах. Посттрансляционные изменения белка.

17. Регуляция биосинтеза белков. Теория Жакобо и Мано. Индукция и репрессия процесса. Негенетическая регуляция количества белка в клетках. Препараты, влияющие на синтез белка.

18. Митохондриальный геном и синтез белка в митохондриях.

19. Нарушения переноса генетической информации. Мутации, их виды и причины возникновения.

20. Молекулярная патология. Ферментные и неферментные протеинопатии.

21. Принципы лечения и профилактики молекулярных болезней. Генодиагностика. Генотерапия.

22. Генная инженерия: определение, методы, практические достижения.

23. Ферменты. Кофакторы ферментов: коферменты и простетические группы. Проферменты, изоферменты, мультиферментные комплексы.

24. Номенклатура и классификация ферментов. Характеристика отдельных классов ферментов.

25. Структурно-функциональная организация ферментных белков. Активный и аллостерический центры фермента, их строение и функции.

26. Внутриклеточная регуляция активности ферментов. Единицы активности ферментов.

27. Ферментативная кинетика. Зависимость скорости реакции от количества фермента и субстрата, температуры, рН.

28. Специфичность действия ферментов: ее виды и биологическое значение.

29. Механизм действия ферментов.

30. Применение ферментов в практической деятельности человека, медицине и фармации. Энзимодиагностика и энзимотерапия.

31. Витамины: номенклатура и классификация. Роль витаминов в обмене веществ, связь с ферментами. Гипо-, гипер-, авитаминозы: причины их развития. Понятие об антивитаминах.

32. Витамин В1 (тиамин, антиневритный). Строение, биологическая роль, признаки гиповитаминоза, источники. Кофермент ТДФ.

33. Витамин В2 (рибофлавин, витамин роста). Строение, биологическая роль, признаки гиповитаминоза, источники. Коферменты ФМН, ФАД.

34. Витамин В5 (РР, ниацин, антипеллагрический). Строение, биологическая роль, признаки гиповитаминоза, источники. Коферменты НАД+, НАДФ+.

35. Витамин С (аскорбиновая кислота, антицинготный). Строение, биологическая роль, признаки гиповитаминоза, источники.

36. Витамин Р (биофлавоноиды, капилляроукрепляющий). Строение, биологическая роль, признаки гиповитаминоза, источники.

37. Витамин Н (биотин, антисеборейный). Строение, биологическая роль, признаки гиповитаминоза, источники.

38. Витамин В6 (пиридоксин, антидерматитный). Строение, биологическая роль, признаки гиповитаминоза, источники. Коферменты ПАЛФ, ПАМФ.

39. Витамин В3 (пантотеновая кислота, антидерматитный). Строение, биологическая роль, признаки гиповитаминоза, источники. Кофермент А.

40. Витамин В9 (фолиевая кислота, антианемический). Строение, биологическая роль, признаки гиповитаминоза, источники. Кофермент ТГФК.

41. Витамин В12 (кобаламин, антианемический). Строение, биологическая роль, признаки гиповитаминоза, источники.

42. Витамин А (ретинол, антиксерофтальмический). Строение, биологическая роль, признаки гиповитаминоза, источники.

43. Витамин Д (кальциферолы, антирахитический). Строение, биологическая роль, признаки гиповитаминоза, источники.

44. Витамин К (нафтохиноны, антигеморрагический). Строение, биологическая роль, признаки гиповитаминоза, источники.

45. Витамин Е (токоферолы, антистерильный). Строение, биологическая роль, признаки гиповитаминоза, источники.

46. Водорастворимые витаминоподобные вещества: ПАБК, инозит, оротовая кислота, витамин U, карнитин, холин, липоевая и пангамовая кислоты. Их строение и биологическая роль.

47. Жирорастворимые витаминоподобные вещества: убихинон, витамин F. Их биологическая роль.

48. Биохимия пищеварения. Механизм переваривания и всасывания углеводов.

49. Биохимия пищеварения. Механизм переваривания и всасывания белков.

50. Биохимия пищеварения. Механизм переваривания и всасывания липидов.

51. Патология переваривания и всасывания белков, липидов, углеводов.

52. Биологическое окисление. Определение понятия. Типы реакций окисления. Редокс-системы, величины их потенциалов, связь с направлением потока электронов.

53. Общие этапы на путях окисления веществ, их краткая характеристика.

54. Альтернативные функции клеточного дыхания.

55. Тканевое дыхание. Фермент-субстратные челночные механизмы транспорта внемитохондриального водорода.

56. Структура и функции дыхательной цепи.

57. Пиридинзависимые дегидрогеназы: строение и функции.

58. Флавопротеидные ферменты, их функции. Химическая природа коферментов.

59. Характеристика цитохромов: химическая природа коферментов, функции цитохромов.

60. Окислительное фосфорилирование главный механизм синтеза АТФ в клетке. Строение и функционирование Н­­+-АТФ-синтетазы. Пункты сопряжения окисления и фосфорилирования. Хемиосмотическая теория Митчела-Скулачева.

61. Разобщение тканевого дыхания и окислительного фосфорилирования. Значение этого процесса для организма.

62. Пути потребления О2 в реакциях биологического окисления.

63. Свободно-радикальные формы кислорода. Их образование, роль, инактивация. Про- и антиоксиданты.

64. Фотосинтез. Сходство и отличия от биологического окисления. Стадии фотосинтеза, их взаимосвязь друг с другом.

65. Механизм световой стадии фотосинтеза. Фотосистемы I и II, их компоненты и функции.

66. Механизм темновой стадии фотосинтеза. Синтез углеводов из СО2 в цикле Кальвина.

67. Углеводы, их классификация и биологическая роль, применение в медицине и фармации.

68. Пути использования глюкозы в организме: общая схема поступления глюкозы в кровь и утилизации глюкозы в тканях. Нейрогуморальная регуляция уровня глюкозы в крови.

69. Гипо- и гипергликемия: их виды, причины возникновения. Роль печени в обмене углеводов. Цель исследования и принцип метода «сахарная нагрузка».

70. Механизм биосинтеза гликогена (роль гликогенсинтетазы, УДФ-глюкозы, глюко-1,4-1,6-трансгликозидазы). Гормональная регуляция биосинтеза гликогена.

71. Механизм фосфоролиза гликогена. Роль фосфорилазы и глюкозо-6-фосфатазы в образовании свободной глюкозы. Гормональная регуляция фосфоролиза гликогена.

72. Гидролиз гликогена. Роль α- и γ-амилаз.

73. Общая характеристика внутриклеточного окисления глюкозы: пути распада глюкозы в тканях (дихотомическое и апотомическое расщепление).

74. Аэробный и анаэробный гликолиз: определение, этапы, химизм основных реакций, биологическое значение. Энергетический баланс гликолитического окисления углеводов в анаэробных условиях.

75. Окислительное декарбоксилирование пировиноградной кислоты.

76. Цикл Кребса (цикл трикарбоновых кислот, цикл лимонной кислоты): последовательность реакций, его биохимические функции.

77. Пентозофосфатный путь окисления глюкозы, его энергетический эффект. Окислительный и неокислительный этапы, последовательность реакций, биологические функции, локализация в организме, взаимосвязь с гликолизом.

78. Глюконеогенез, его биологическая роль. Обходные реакции необратимых стадий гликолиза.

79. Врожденные нарушения обмена углеводов: галактоземия, гликогенозы, агликогенозы.

80. Липиды, их классификация, биологическая роль, применение в медицине и фармации.

81. Внутриклеточный катаболизм липидов. Липолиз. Гормоночувствительная (тканевая) липаза. Каскадный механизм активирования липазы. Роль гормонов (адреналина, глюкагона) и ц-АМФ в активировании липазы.

82. Внутриклеточное окисление глицерина: химизм процесса, энергетический эффект.

83. Внутриклеточное β-окисление жирных кислот. Локализация процесса, роль карнитинового челночного механизма. Химизм реакций, характеристика ферментных систем. Энергетический баланс полного окисления жирной кислоты (общая формула подсчета энергии).

84. Биосинтез высших жирных кислот: локализация процесса, условия биосинтеза. Образование малонил-КоА. Характеристика синтазной системы высших жирных кислот.

85. Биосинтез триацилглицеринов и фосфолипидов.

86. Пути использования ацетил-КоА в клетке. Причины и условия возникновения кетоза.

87. Биологическая роль холестерина. Современные представления о биосинтезе и транспорте холестерина кровью. Роль ЛНП, ЛВП в этом процессе.

88. Регуляция обмена липидов в организме. Физиологическая роль резервирования и мобилизации жиров в жировой ткани.

89. Патология липидного обмена. Гиперлипемии. Гиперхолестеринемия, ее причины. Атеросклероз, его лечение. Количественное определение общих липидов и холестерина, клиническое значение.

90. Значение белка в питании и жизнедеятельности организма. Суточная норма и источники белков. Биологическая ценность различных белков. Заменимые и незаменимые аминокислоты.

91. Понятие об азотистом балансе: азотистое равновесие, положительный и отрицательный баланс (характеристика и биологическое значение). Основные пути использования аминокислот в организме.

92. Общие пути распада аминокислот (по α амино, по α карбоксильным группам и по углеродному скелету).

93. Дезаминирование аминокислот, его типы. Окислительное дезаминирование, его роль. Оксидазы L и D аминокислот.

94. Трансаминирование (переаминирование) аминокислот. Биологическая роль α кетоглутаровой кислоты в процессах трансаминирования.

95. Трансдезаминирование аминокислот (непрямое дезаминирование). Роль α кетоглутаровой и глутаминовой кислот в этом процессе. Биологическая роль процесса в организме.

96. Судьба аммиака, образующегося в организме при дезаминировании. Пути обезвреживания аммиака.

97. Роль печени в процессе обезвреживания аммиака. Биосинтез мочевины. Роль аспарагиновой аминокислоты в этом процессе.

98. Декарбоксилирование аминокислот. Характеристика биогенных аминов: серотонина, гистамина, γ аминомасляной кислоты. Катаболизм биогенных аминов (роль моноамино- и диаминомонооксигеназ).

99. Аминокислоты как лекарственные препараты.

100. Синтез и распад гемпротеидов. Патология обмена желчных пигментов. Количественное определение билирубина, клиническое значение.

101. Обмен пуриновых и пиримидиновых нуклеотидов. Гиперурикемия и подагра.

102. Взаимосвязь основных путей обмена веществ в организме.

103. Эндокринная система и ее роль в процессах регуляции: общее понятие о гормонах. Химическая природа, физико-химические свойства и классификация гормонов.

104. Гормональная регуляция как механизм межклеточной и межорганной координации обмена веществ. Клетки-мишени, клеточные рецепторы гормонов. Получение и применение гормонов.

105. Мембранный механизм действия гормонов.

106. Мембранно-внутриклеточный механизм действия гормонов. Аденилатциклазная и гуанилатциклазная системы, их биологическая роль. Циклические нуклеотиды (ц-АМФ, ц-ГМФ) как вторичные посредники между гормонами и внутриклеточными механизмами регуляции.

107. Мембранно-внутриклеточный механизм действия гормонов. Регуляция обмена веществ посредством ионов Са2+ .

108. Мембранно-внутриклеточный механизм действия гормонов: роль системы фосфолипазы С.

109. Цитозольный механизм действия гормонов.

110. Гормоны гипоталамо-гипофизарной системы: строение, механизм действия. Тропные гормоны гипофиза и нейропептиды гипоталамуса. Практическое применение гормонов гипофиза и гипоталамуса.

111. Гормоны гипофиза: строение, механизм действия, влияние на эндокринные железы. Участие в метаболизме периферических тканей и функций центральной нервной системы.

112. Гормоны щитовидной железы (трииодтиронин, тетраиодтиронин): строение, механизм действия, влияние на обмен веществ. Нарушения функции щитовидной железы. Практическое применение гормонов щитовидной железы.

113. Гормоны паращитовидных желез (кальциотонин и паратгормон): строение, механизм действия, влияние на обмен веществ. Нарушения функции паращитовидных желез. Практическое применение гормонов паращитовидных желез.

114. Гормоны поджелудочной железы (глюкагон, инсулин): строение, механизм действия, влияние на обмен веществ. Нарушения функции поджелудочной железы. Практическое применение инсулина.

115. Гормоны мозгового слоя надпочечников (адреналин, норадреналин): строение, механизм действия, влияние на обмен веществ. Нарушения функции мозгового слоя надпочечников. Практическое применение адреналина.

116. Гормоны коры надпочечников (глюкокортикоиды и минералокортикоиды): строение, механизм действия, влияние на обмен веществ. Нарушения функции коры надпочечников. Практическое применение глюкокортикоидов и синтетических аналогов минералокортикоидов.

117. Женские половые гормоны: строение, механизм действия и биологические функции. Схема полового цикла и циклические изменения секреции гормонов. Нарушения гормональной функции и практическое применение эстрогенов и гестагенов.

118. Мужские половые гормоны: строение, механизм действия, биологические функции. Нарушения гормональной функции и практическое применение андрогенов и анаболических стероидов.

119. Гормоны эпифиза: строение, механизм действия, влияние на организм.

120. Гормоны тимуса: строение, механизм действия, влияние на организм. Особенности функционирования тимуса.

121. Простагландины: строение, синтез, влияние на организм, роль в развитии патологии. Практическое применение простагландинов.

Экзаменацые вопросы СТ Метериалов



Экзаменационные вопросы по курсу «Материаловедение». (для групп СТ)

1. Что изучает наука «материаловедение»? Чем вызвано большое разнообразие конструкционных материалов?

2. Строение металлических сплавов. Типы кристаллических решеток, примеры. Полиморфизм.

3. Реальные кристаллы. Дефекты кристаллического строения (точечные, линейные, поверхностные).

4. Кристаллизация металлов и сплавов. Законы кристаллизации.

5. Условия получения мелкозернистой структуры.

6. Структура деформированных металлов и сплавов. Текстура деформации. Наклеп.

7. Макроструктурный метод анализа.

8. Микроструктурный метод анализа

9. Методы определения механических свойств материалов. Классификация методов

10. Перечислите методы определения твердости конструкционных материалов и охарактеризуйте их.

11. Охарактеризуйте предел прочности, текучести, упругости (по диаграмме растяжения).

12. Охарактеризуйте характеристики пластичности (по диаграмме растяжения).

13. Испытания на ударный изгиб. Сущность метода, определение, обозначение ударной вязкости.

14. Циклические испытания. Понятие усталости(долговечности).

15. Обозначения механических свойств : σВ , δ,ψ, КСU, КСV, КСТ, , НВ, НV, НRВ, НRС, НRА.

16. Особенности испытания материалов

17.Понятие упругой и пластич. деформации. Влияние хол. деформации на структуру и свойства сплавов.(Наклеп)

18. Виды взаимодействия комп-ов в сплаве :мех. смесь, тв. раствор, хим. соединение. Раскройте понятия, приведите примеры.

19. Диаграмма состояния сплавов, образующих : 1 — неограниченные твердые растворы; 2- случай ограниченной растворимости компонентов в твердом состоянии.

20. Диаграмма состояния сплавов : 1- с полной нерастворимостью компонентов в твердом состоянии; 2- для случая образования компонентами химического соединения.

21. Значение линий и точек диаграммы Fе- Fе3С. Деление сплавов железа на две основные группы. 20. Значение линий и точек диаграммы Fе- Fе3С. Основные критические точки.

22. Диаграмма состояния Fе- Fе3С. Определение и свойства феррита, аустенита, цементита.

23 Диаграмма состояния Fе- Fе3С. Определение и свойства ледебурита, перлита.

24. Влияние содержания углерода на структуру и свойства сплавов Fе- Fе3С в равновесном состоянии

25. Дайте определение и классификацию чугунов.

26. Серые, высокопрочные и ковкие чугуны ( маркировка, свойства, применение).

27. Дайте определение сталям и чугунам. Вредные и полезные примеси в железоуглеродистых сталях.

28. Классификация сталей по качеству, назначению, составу.

29. Распад аустенита при охлаждении. Диаграмма изотермического превращения аустенита (с-образные кривые).

30. Превращение аустенита при непрерывном охлаждении. (с-образные кривые с нанесенными кривыми охлаждения)

31. Термическая обработка стали. Ее цель и основные параметры. График режима термообработки.

32. Основные виды термической обработки , их цели. Связь термообработки с диаграммой состояния Fе- Fе3С.

33. Понятие предварительной и окончательной термообработки.

34. Химико-термическая обработка. Процессы, протекающие при ХТО, виды ХТО.

35. Сущность и назначение цементации стали . Виды цементации.

36. Охарактеризуйте улучшаемые конструкционные стали. Приведите примеры.

37. Охарактеризуйте цементуемые конструкционные стали. Приведите примеры.

38. Охарактеризуйте высокопрочные конструкционные стали. Приведите примеры.

39. Охарактеризуйте рессорно-пружинные Приведите примеры.

40. Охарактеризуйте шарикоподшипниковые стали. Приведите примеры.

41. Охарактеризуйте материалы с особыми технологическими свойствами. (с высокими литейными свойствами, хорошей свариваемостью, с улучшенной обрабатываемостью резанием)

42. Инструментальные стали и сплавы. Классификация , свойства, применение.

43. Быстрорежущие стали . Маркировка, свойства, особенности термообработки. Понятие теплостойкости.

44. Твердые сплавы в качестве материалов для инструмента( свойства, состав, принцип изготовления).

45. Охарактеризуйте коррозионно-стойкие сплавы. Принцип легирования коррозионно-стойких сталей.

46. Охарактеризуйте жаростойкие материалы. Приведите примеры.

47. Охарактеризуйте жаропрочные материалы. Характеристики жаропрочности: предел ползучести, предел длительной прочности.

48. Классификация и маркировка алюминиевых сплавов. Свойства, применение.

49. Классификация и маркировка магниевых сплавов. Свойства, применение.

50. Классификация и маркировка титановых сплавов. Свойства, применение.

51. Классификация и маркировка сплавов на основе меди (латуни, бронзы). Свойства, применение

52. Охарактеризуйте магнитотвердые и магнитомягкие материалы. Приведите примеры.

53. Охарактеризуйте сплавы с заданным температурным коэффициентом линейного расширения.

54. Охарактеризуйте материалы с особыми электрическими свойствами . Приведите примеры.

55. Классификация композиционных материалов.

Примечание: в каждом билете по три вопроса; 3-й вопрос практический : а) расшифровать хим. состав и определить класс стали (сплава) по назначению; б) составить принцип. план термообработки для конкретной детали.

Шпоры по Мат.Стат-ки



Предметизадачиматематическойстатистики. Генеральная совокупность и выборочный метод

Математическая статистика это раздел математики, посвященный методом сбора, анализа и обработки результатов статистических данных наблюдений для научных и практических целей.

Пусть требуется изучить совокупность однородных объектов относительно некоторого качественного или количественного признака, характеризующего эти объекты. Например, если имеется партия деталей, то качественным признаком может служить стандартность детали, а количественным-контролируемый размер детали.

Иногда проводят сплошное исследование, т.е. обследуют каждый объект относительно нужного признака. На практике сплошное обследование применяется редко. Например, если совокупность содержит очень большое число объектов, то провести сплошное обследование физически невозможно. Если обследование объекта связано с его уничтожением или требует больших материальных затрат, то проводить сплошное обследование не имеет смысла. В таких случаях случайно отбирают из всей совокупности ограниченное число объектов (выборочную совокупность) и подвергают их изучению.

 Основная задача математической статистики заключается в исследовании всей совокупности по выборочным данным в зависимости от поставленной цели, т.е. изучение вероятностных свойств совокупности: закона распределения, числовых характеристики т.д. для принятия управленческих решений в условиях неопределенности.

Виды выборок

Генеральная совокупность – это совокупность объектов, из которой производится выборка.

Выборочная совокупность (выборка) – это совокупность случайно отобранных объектов.

Объем совокупности – это число объектов этой совокупности. Объем генеральной совокупности обозначается N, выборочной– n.

Пример: Если из 1000 деталей отобрано для обследования 100 деталей, то объем генеральной совокупности N = 1000, а объем выборки n = 100.

При  составлении выборки можно поступить двумя способами: после того, как объект отобран и над ним произведено наблюдение, он может быть возвращен либо не возвращен в генеральную совокупность. Т.о. выборки делятся на повторные и бесповторные.








Статистические ряды распределения и статистические таблицы

Статистические ряды распределения

В результате обработки и систематизации первичных данных статистического наблюдения получают группировки, называемые рядами распределения.

Статистические ряды распределения  представляют собой упорядоченное расположение единиц изучаемой совокупности на группы по группировочному признаку.

Различают атрибутивные и вариационные ряды распределения.

Атрибутивный – это ряд распределения, построенный по качественным признакам. Он характеризует состав совокупности по различным существенным признакам.

По количественному признаку строится вариационный ряд распределения. Он состоит из частоты (численности) отдельных вариантов или каждой группы вариационного ряда. Данные числа показывают, на сколько часто встречаются различные варианты (значения признака) в ряду распределения. Сумма всех частот определяет численность всей совокупности.

Численности групп выражаются в абсолютных и относительных величинах. В абсолютных величинах выражается числом единиц совокупности в каждой выделенной группе, а в относительных величинах–в виде долей, удельных весов, представленных в процентах к итогу.

В зависимости от характера вариации признака различают дискретные и интервальные вариационные ряды распределения. В дискретном вариационном ряде распределения группы составлены по признаку, изменяющемуся дискретно и принимающему только целые значения.

В интервальном вариационном ряде распределения группировочный признак, составляющий основание группировки, может принимать в определенном интервале любые значения.

Вариационные ряды состоят из двух элементов: частоты и варианты.

Вариантой называют отдельное значение варьируемого признака, которое он принимает в ряду распределения.

Частота – это численность отдельных вариант или каждой группы вариационного ряда. Если частоты выражены в долях единицы или в процентах к итогу, то их называют частостями.

Правила и принципы построения интервальных рядов распределения строятся по аналогичным правилам и принципам построения статистических группировок. Если интервальный вариационный ряд распределения построен с равными интервалами, частоты позволяют судить о степени заполнения интервала единицами совокупности. Для проведения сравнительного анализа заполненности интервалов определяют показатель, который будет характеризовать плотность распределения.

Плотность распределения – это отношение числа единиц совокупности к ширине интервала.

Графическое изображение рядов распределения

Анализ рядов распределения можно проводить на основе их графического изображения. Линейчатые и круговые диаграммы строятся для отображения структуры совокупности.

Применяются вместе с диаграммами и такие линии, как полигон, кумулята, огива, гистограмма. При изображении дискретных вариационных рядов используется полигон.

Полигон – ломаная кривая, строится на основе прямоугольной системы координат, когда по оси Х откладываются значения признака, а по оси У–частоты.

Гладкая кривая, соединяющая точки – это эмпирическая плотность распределения.

Кумулята – ломаная кривая, строящаяся на основе прямоугольной системы координат, когда по оси Х откладываются значения признака, а по оси У–накопленные частоты.

Для дискретных рядов на оси откладываются сами значения признака, а для интервальных–середины интервалов.

На основе гистограмм можно строить диаграммы накопленных частот с последующим построением интегральной эмпирической функции распределения.

 

3Распределения СВаспределение Пирсона. 

РаспределениеПирсона — непрерывное распределение вероятностей, плотность вероятности которого является решением дифференциального
уравнения {\displaystyle {\frac {df(x)}{dx}}={\frac {a_{1}x+a_{0}}{b_{0}+2b_{1}x+b_{2}x^{2}}}f(x)}, где числа {\displaystyle a_{0},a_{1},b_{0},b_{1},b_{2}}являются параметрами распределения. Частными случаями распределения Пирсона являются бета распределение (распределениеПирсона I типа), гамма-распределение  (распределениеПирсона III типа),   распределение Стьюдента  (распределениеПирсона VII типа),  показательное распределение  (распределение Пирсона X типа),  нормальное распределение  (распределение Пирсона XI типа). Распределения Пирсона широко используются в математической статистике при сглаживании распределений эмпирических данных. Для аппроксимации распределения вероятностей опытных данных численными методами вычисляют их первые четыре момента, а за тем на их основе вычисляют параметры распределения Пирсона. С помощью нормального распределения определяются три распределения, которые в настоящее время часто используются при статистической обработке данных. В дальнейших разделах книги много раз встречаются эти распределения.

Распределение Пирсона  (хи — квадрат) –распределение случайной величины

где случайные величины X1, X2,…, Xn независимы и имеют одно и тоже распределение N(0,1). При этом число слагаемых, т.е. n, называется «числом степеней свободы» распределения хи–квадрат.


4. РаспределенияСВ. РаспределениеСтьюдента

Распределе́ние Стью́дента   это одно параметрическое семейство абсолютно непрерывных распределений. Названо в честь Уильяма Сили Госсета, который первым опубликовал работы, посвящённые этому распределению, под псевдонимом«Стьюдент».

Распределение Стьюдента играет важную роль в некоторых широко используемых системах статистического анализа. Пример такой системы, t-критерий Стьюдента для оценки статистического значения разницы между двумя выборочными средними, построения доверительных интервалов разницы между двумя доверительными средними, а также в линейном регрессионном анализе. Распределение Стьюдента так же появляется в байесовском анализе данных, распределенных по нормальному закону.

Распределение Стьюдента может быть использовано для оценки того, насколько вероятно, что истинное среднее находится в каком-либо заданном диапазоне.

График плотности распределения Стьюдента, как инормального распределения, является симметричными колоколообразным, но с более тяжелыми хвостами, из-за этого, величины с распределением Стьюдента чаще сильно отличаются от математического ожидания.

Распределение Стьюдента —частный случай обобщенного гиперболического распределения.

Распределение t Стьюдента–этораспределениеслучайнойвеличины

где случайные величины U и X независимы, U имеет распределение стандартное нормальное распределение N(0,1), а X – распределение хи–квадрат с n степенями свободы. При этом  n называется«числом степеней свободы»распределения Стьюдента.

Распределение Стьюдента было введенов 1908 г. английским статистиком В. Госсетом, работавшем на фабрике, выпускающей пиво. Вероятностно-статистические методы использовались для принятия экономических и технических решений на этой фабрике, поэтому ее руководство запрещало
В. Госсету публиковать научные статьи под своим именем. Таким способом охранялась коммерческая тайна, «ноу-хау» в виде вероятностно-статистических методов, разработанных В. Госсетом. Однако они мел возможность публиковаться под псевдонимом «Стьюдент». История Госсета — Стьюдента показывает, что еще сто лет назад менеджерам Великобритании была очевидна большая экономическая эффективность вероятностно-статистических методов.

В настоящее время распределение Стьюдента–одно из наиболее известных распределений среди используемых при анализе реальных данных. Его применяют при оценивании математического ожидания, прогнозного значения и других характеристик с помощью доверительных интервалов, по проверке гипотез о значениях математических ожиданий, коэффициентов регрессионной зависимости.

 

5. Распределения СВ. Распределение Фишера

.Распределение Фишера–это распределение случайной величины где случайные величины  Х1 и Х2  независимы и имеют распределения хи–квадрат с числом степеней свободы k1 и k2 соответственно. При этом пара (k1, k2) – пара «чисел степеней свободы» распределения Фишера, а именно, k1 – число степеней свободы числителя, а k2 – число степеней свободы знаменателя. Распределение случайной величины  F названо в честь великого английского статистика Р.Фишера, активно использовавшего его в своих работах.

Распределение Фишера используют при проверке гипотез об адекватности модели в регрессионном анализе, о равенстве дисперсий и в других задачах прикладной статистики.

 Распределения случайных величин и функции распределения. Распределение числовой случайной величины–это функция, которая однозначно определяет вероятность того, что случайная величина принимает заданное значение или принадлежит к некоторому заданному интервалу.

 Первое–если случайная величина принимает конечное число значений. Тогда распределение задается функцией Р(Х = х) ,  ставящей каждому возможному значению х случайной величины Х вероятность того, что Х = х.

 Второе–если случайная величина принимает бесконечно много значений. Это возможно лишь тогда, когда вероятностное пространство, на котором определена случайная величина, состоит из бесконечного числа элементарных событий. Тогда распределение задается набором вероятностей P(a <X <b) для всех пар чисел a, b таких, что a<b. Распределение может быть задано с помощью т.н. функции распределения F(x) = P(X<x), определяющей для всех действительных х вероятность того, что случайная величина Х принимает значения, меньшие х. Ясно, что

P(a <X <b) = F(b) – F(a).

Это соотношение показывает, что как распределение может быть рассчитано по функции распределения, так и, наоборот, функция распределения–по распределению.

 Используемые в вероятностно-статистических методах принятия решений и других прикладных исследованиях функции распределения бывают либо дискретными, либо непрерывными, либо их комбинациями.

 Дискретные функции распределения соответствуют дискретным случайным величинам, принимающим конечное число значений или же значения из множества, элементы которого можно перенумеровать натуральными числами (такие множества в математике называются четными). Их график имеет вид ступенчатой лестницы.

 

6 Основными точечными характеристиками погрешностей измерений являются математическое ожидание и дисперсия

Математическое ожидание погрешности измерений М(Х) есть неслучайная величина, относительно которой рассеиваются другие значения погрешностей при повторных измерениях. Как числовая характеристика погрешности М(Х) показывает на смещенность результатов измерения относительно истинного значения измеряемой величины.

 где  j (х)  — плотность распределения вероятности погрешности.

Дисперсия погрешности D (Х) характеризует степень рассеивания (разброса) отдельных значений погрешности относительно математического ожидания

Чем меньше дисперсия, тем меньше разброс, тем точнее выполнены измерения. Следовательно, дисперсия может служить характеристикой точности проведенных измерений. Однако дисперсия выражается в единицах погрешности в квадрате. Поэтому в качестве числовой характеристики точности измерений используют среднее квадратическое отклонение

Оценку параметра назовем точечной, если она выражается одним числом. Любая точечная оценка, вычисленная на основании опытных данных, является их функцией и поэтому сама должна представлять собой случайную величину с распределением, зависящим от распределения исходной случайной величины, от самого оцениваемого параметра и от числа опытов n.

К точечным оценкам предъявляется ряд требований, определяющих их пригодность для описания самих параметров.

1.Оценка называется  состоятельной,  если при увеличении числа наблюдений она приближается (сходится по вероятности) к значению оцениваемого параметра.

2.Оценка называется  несмещенной,  если ее математическое ожидание равно оцениваемому параметру.

3. Оценка называется  эффективной, если ее дисперсия меньше дисперсии любой другой оценки данного параметра.

 На практике не всегда удается удовлетворить одновременно все эти требования, однако выбору оценки должен предшествовать ее критический анализ со всех перечисленных выше точек зрения.

Существует несколько методов определения оценок. Наиболее распространен метод максимального правдоподобия, теоретически обоснованный математиком Р.Фишером. Идея метода заключается в следующем. Вся получаемая в результате многократных наблюдений информация об истинном значении измеряемой величины и рассеивании результатов сосредоточена в ряде наблюдений Х1, Х2, . . . , Хn, где n — число наблюдений. Их можно рассматривать как n независимых случайных величин с одной и той же дифференциальной функцией распределения
rх (х; Q; ). Вероятность Рi получения в эксперименте некоторого результата Хi, лежащего в интервале хi ±Dх, где — некоторая малая величина, равная соответствующему элементу вероятности Рi   = (хi; Q; ) .

Независимость результатов наблюдений позволяет найти априорную вероятность появления одновременно всех экспериментальных данных, т. е. всего ряда наблюдений Х1, Х2, . . . , Хn как произведение этих вероятностей

 

 7 Интервальные оценки числовых характеристик СВ. Схема построения интервальных оценок параметров распределения и числовых характеристик СВ

Оценки неизвестных параметров бывают двух видов — ТОЧЕЧНЫЕ И ИНТЕРВАЛЬНЫЕ. 
 ТОЧЕЧНАЯ ОЦЕНКА — оценка имеющая конкретное числовое значение. Например, среднееарифметическое:

    X = (x1+x2+…+xn)/n, где: X — среднееарифметическое (точечная оценка МО)
     
x1,x2,…xn — выборочные значения; n — объем выборки. 
ИНТЕРВАЛЬНАЯ ОЦЕНКА — оценка представляемая интервалом значений, внутри которого с задаваемой исследователем вероятностью находится истинное значение оцениваемого параметра. Интервал в интервальной оценке называется ДОВЕРИТЕЛЬНЫМИНТЕРВАЛОМ, задаваемая исследователем вероятность называется  ДОВЕРИТЕЛЬНОЙВЕРОЯТНОСТЬЮ.  В практике статистических вычислений применяются стандартные значения доверительной вероятности: 0,95, 0,98 и 0,99 (95%, 98% и 99% соответственно). Например, интервальная оценка МО(3,8) при доверительной вероятности 0,95. Это означает, что МО лежит в пределах от 3 до 8 с вероятностью 0,95, следовательно вероятность того, что МО меньше 3 или больше 8 не превышает 0,05. 
     Очевидно, что
чем выше доверительная вероятность, тем выше точность оценки, но шире доверительный интервал. Отсюда следует — для непрерывных случайных величин вероятность того, что точечная оценка (ширина доверительного интервала равна 0) совпадет с любым заданным значением или оцениваемым параметром равна 0. 
    Таким образом, точечная оценка имеет смысл лишь тогда, когда приведена характеристика рассеяния этой оценки (дисперсия). В противном случае она может служить лишь в качестве исходных данных для построения интервальной оценки.

 

8  Построение доверительного интервала для математического ожиданияСВ, имеющей нормальный закон распределения с известным среднеквадратическим отклонением. 

Пусть случайная величинаимеет нормальное распределение: .

Известно значениеи задана доверительная вероятность (надежность) . Требуется построить доверительный интервал для параметрапо выборочному среднему.

Чтобы подчеркнуть случайный характеробозначим его.

Примем без доказательства, что если случайная величинараспределена нормально, то и выборочное среднее, найденное по независимым наблюдениям, также распределено нормально.

Параметры распределениятаковы: ; .

   Из теории вероятности известна формула для нормально распределенной случайной величины:

, где функцияЛапласа, значение которой в точке
Учитывая, чтоимеет нормальное распределение можно записать

или, где

Из последнего равенства по таблице Лапласа находим .

Тогдаи доверительный интервал

покрывает с надежностьюматематическое ожидание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Построение доверительного интервала для математического ожидания СВ, имеющей нормальный закон распределения с неизвестным среднеквадратическим отклонением. Пусть случайная величинаимеет нормальное распределение: , причем — неизвестно, — задана.
Еслинеизвестна, то пользуются оценкой.

Введем случайную величину , где— исправленное среднееквадратическое отклонение случайной величины, вычисленное по выборке: ;
Случайная величинаимеет распределение Стьюдента сстепенью свободы.

Тогда доверительный интервал для оценкиимеет вид:

, где— выборочное среднее;

— исправленное среднееквадратическое отклонение;

— находим по таблице квантилей распределения Стьюдента в зависимости от числа степеней свободы и доверительной вероятности.

 

10 Построение доверительного интервала для среднеквадратического отклонения СВ, имеющей нормальное распределения. 

1.Если неизвестно, то доверительный интервал для оценкиимеет вид:где— объем выборки; — исправленное среднееквадратическое отклонение: , , — квантили— распределения, определяемые по таблицеприи, .

11 Статистическаяпроверкапараметрическихгипотез. Статистический критерий значи-мости. Ошибки, совершаемые при проверке статистических гипотез. 
Статистической гипотезой называется всякое высказывание о генеральной совокупности (случайной величине), проверяемое по выборке (то есть по результатам наблюдений).


Примеры статистических гипотез:

математическое
ожидание случайной величины равно конкретному числовому значению;

— генеральная совокупность распределена по нормальному закону.
Гипотезы могут быть параметрические (гипотезы о параметрах распределения известного вида) и непараметрические (гипотезы о виде неизвестного распределения).

Различают гипотезы простые, содержащие только одно предположение, и сложные, содержащие более одного предположения.

Например, гипотеза — простая; а гипотеза :, ( где) – сложная гипотеза, потому что она состоит из бесконечного множества простых гипотез.
Процедура сопоставления гипотезы с выборочными данными называется проверкой гипотезы. Для проверки гипотез используют аналитические и статистические методы.

Классический метод проверки гипотез

В соответствии с поставленной задачей и на основании выборочных данных формулируется (выдвигается) гипотеза, которая называется основной или нулевой. Одновременно с выдвинутой гипотезой, рассматривается противоположная ей гипотеза, которая называется конкурирующей или альтернативной.

Для проверки нулевой гипотезы вводят специально подобранную случайную величину, распределение которой известно и называют ее критерием.

Поскольку гипотезадля генеральной совокупности принимается по выборочным данным, то она может быть ошибочной. При этом возможны ошибки двух родов.

Ошибка первого рода состоит в том, что отвергается гипотеза, когда она на самом деле верна.

Ошибка второго рода состоит в том, что отвергается альтернативная гипотеза, когда она на самом деле верна.

1) Для определения вероятности ошибки первого рода вводится параметр:

 

— вероятность того, что будет принята гипотеза, при условии, чтоверна.
Величинуназывают уровнем значимости. Обычновыбирают в пределах.

2) Вероятность ошибки второго рода определяется параметром:

 

— вероятность того, что будет принята гипотеза, при условии, чтоверна.

Величину, то есть недопустимость ошибки второго рода (отвергнуть неверную и принять верную гипотезу) называют мощностью критерия.

 

 

Шри Ишопанишад реферат



Введение

Отметьте важные для Вас осознания в процессе изучения. Почему они важны для Вас и как Вы можете применить это в своей жизни? Опишите это во вступительной части реферата. Отметьте чему учит эта часть Шри Ишопанишад?

Харе Кришна! Процесс изучения Шри Ишопанишад занял несколько дней, т.к. я не торопился читать и спокойно старался осмыслить эти тексты. О этого несколько раз их уже читал, но каждый раз перечитывать интересно, потому что ум, конечно в голове мало что удерживает надолго, если не повторять…
Важные осознания это понимание 2х первых мантр насколько они универсальны и насколько много всего можно построить вокруг них. Начиная с возвышенных философий и заканчивая моей практической стороной жизни. В частности, помня о принципах Полного Целого и Ишавасьи, можно выйти из под влияния странного эффекта дефицита и оторванности от жизни. Об этом я скажу ниже чуть подробнее. Эта часть ШИ учит правильно принимать авторитет, на основе шабды и как раз-таки не быть обособленным от Полного Целого, Господа, понимая что ему все принадлежит и что он позаботится обо мне, независимо ни от чего. Такое умонстароение избавляет от тягостных пут кармического мышления и ужасайущих миров безверия и темноты, в которые погружается тот, кто не видит этой связи с полным целым..

Напишите, как Вы понимаете принцип Ишавасйи? Что конкретно Вы планируете делать для того, чтобы организовать свою жизнь в соответствии с этим принципом? В течение недели ежедневно отслеживайте в себе проявление настроения дефицита и настроения изобилия. Записывайте приходящие Вам реализации. Опираясь на полученные знания, отслеживайте данные тенденции. Трансформируйте настроение дефицита в настроение изобилия. Как это повлияло на Вашу жизнь? Опишите 2-3 примера.

Как я понимайу принцип Ишавасьи? Господь источник и руководящая основа всего сущего, в т.ч. живых существ. Всех! Ему виднее, что кому положено и Он дает это в соотвествии с желаниями живого существа и с его возможностями (кармой). Нет смысла суетится, посягая на то, что тебе не принадлежит это лишь беспокоит ум и других, а так же ведет к конфликтам и проблемам. Однако, как же понять моя это доля или нет? Этим я и занимался…одна из реализаций есть вещи, которые мне необходимы и природны для меня питание, общение, поддержание, а есть излишки или вожделение, которые на саом деле и порождайут это состояние дефицита, потому что они мне не положены и чтобы их получить, мне приходится париться более обычного.

Момент первый. Как я применяйу принцип Ишавасьи на работе. Я работайу в чайной лавке и получайу очень маленькуйу зарплату. Зато у меня много свобрдного времени здесь, которое я посвящайу самообразованийу, чтенийу, общенийу, другой работе в интернете. Я всегда мечтал о такой работе чтобы сидеть одному и заниматься своими делами. Но конечно, я не мечтал о такой низкой зарплате. Внутри поднимается сопротивление разве ты не достоин большего? Но парадокс в том, что я просил Кришну о такой работе это раз, а во-вторых мне реально хватает на жизнь! У меня нет излишков, я мало трачу! И мне хватает!! Таким образом, я чувствуйу себя на своем месте, я счастлив здесь, не перегружен праджалпой + развивайу смирение, не участвуя в гонке за прибыльйу, которуйу все равно спущу непонятно куда…Однако, я прекрасно понимайу, что это временное положение. Вскоре у меня появиться супруга и все изменится, мне надо будет зарабатывать больше и это я тоже принимайу, как дхарму, то что я должен делать. Но пока я здесь и в этом положении, я ощущайу что у меня есть силы на развитие и обучение и надо этим пользоваться, не стремясь к иным достижениям, типа заработка. Кришна в свое время все устроит, я в это верйу…если будет правильное понмание и действия.

Момент второй.

Что я делайу чтобы трансформировать настроение дефицита в изобилие? Один их вариантов говорить об этом постоянно себе и другим, культивировать это настроение на уровне уверенности. Доверять Кришне, что все именно так, говоря об этом другим, вдохновляя других и видя, какие у них происходят изменения в сердце и в жизни. На неделе я провел несколько личных консультаций и пытался транслировать это умонастроение так же. Собеседеники остались довольны, т.к. настроение изобилия, конечно же, очень привлекательно и естественно для живого существа, на него сразу есть отклик, если ты не конченый скептик. Такие тоже есть, но с ними я сейчас не общайусь, т.к. хочу укрепить в себе веру в слова ШИ, общаясь с теми, кто так же поддерживает эти идеи и умонстроение.

____________


Человеку выделена его доля. В чем она проявляется? Вспомните и опишите три ситуации из своей жизни, когда Вы посягали на чужую долю или пренебрегали своей. Какая реакция последовала за этим? Какая из тенденций (присвоение или пренебрежение долей) ярче проявлена в Вашей жизни? Опишите, как Вы видите свою долю в разных сферах жизни (профессиональная деятельность, семья, благосостояние, здоровье и т.п.). Какие сферы нуждаются в Вашей проработке, а в каких Вы считаете себя достаточно успешным(ой)? Что Вы планируете делать для того, чтобы реализовывать в своей жизни это понимание? Опишите свой опыт, полученный в результате принятия своей доли. Поделитесь полученным опытом в своей кураторской группе.
Качество жизни сразу же меняется, если нам удается быть в связи с Кришной, Высшим Источником Бытия. Что Вы уже делаете для обретения этой связи и что можно сделать еще? Опишите 2-3 примера о том, как сохранение связи с Кришной помогло Вам сделать правильный выбор в сложных жизненных ситуациях.

Сознательно практикуйте 6 видов любовных взаимоотношений (дарить дары, принимать дары, говорить о сокровенном, выслушивать сокровенное, угощать прасадом и принимать прасад от других). Насколько у Вас получается делать это с бескорыстной любовью, сознавая свою связь с Кришной и становясь проводником Его Любви, а также связь других с Кришной? Что в Вас мешает этому? Опишите, какой опыт Вы получили.

Подведите итог. Опишите свое понимание того, какие произошли изменения в Вашей жизни в процессе исполнения этого задания и применения мудрости Шри Ишопанишад на практике. Как это повлияло на Вашу профессиональную деятельность, на Ваши взаимоотношения с другими, Ваше личное внутреннее состояние, благосостояние и т.п.?

 

Э-Диплом — Мой летний проект 2



 

 

 

 

 

 

 

 

   

I-й степени

награждается

Творческий коллектив

МБОУ «Средняя школа № 6», г. Ачинск, Красноярский край

В составе: учителей и сотрудников школы — Анисимовой Е.А, Бромат В.Н., Даниловой Н.В., Елисеенко Л.Е., Куренковой Е.Ю., Ковтун Ю.А., Ласкина Н.В., Лесняк А.Б., Леушиной Е.Ф., Мизоновой Г. И., Морозовой Т. В., Пережогиной В. И., Петрушкиной Е. Ю., Французенко И.А.; учеников: Капустиной Ольги, Новокшоновой Юлии, Алдаевой Виктории, Антроповой Виктории, Когодеевой Дарьи, Никифорук Арины, Дудаладовой Анастасии, Соколовой Алены, Бусыгиной Алины;

Руководителя творческого коллектива: Чуриковой Маргариты Анатольевны

 

за победу во Всероссийском творческом конкурсе отчетов летних мини-проектов «Мой летний проект -2» с международным участием и публикацию экологического проекта

в номинации «Насладись красотой природы» в Интернете, на образовательном портале

«Мой университет» — www.moi-universitet.ru, на сайте Факультета проектной деятельности и Фандрайзинга образовательного портала «Мой университет» http://grant-project.ru/

 

 

20.09.2016